Психологические механизмы и технология переговорного процесса

СТРАТЕГИИ

Первый тип решения — компромисс, когда стороны идут на взаимные уступки. Это типичное решение на переговорах. Компромисс реален тогда, когда стороны готовы удовлетворить хотя бы часть интересов друг друга. При этом важно наличие критериев, которые позволили бы определить законность тре­бований или равенство уступок. Еще лучше, если равноцен­ность шагов навстречу друг к другу может быть оценена коли­чественно.

Однако чаще приходится встречаться с ситуациями, когда критерии нечетки или же стороны не могут найти ту “середину”, по отношению к которой они могут двигаться, ус­тупая друг другу. В таких случаях необходимо искать поле ин­тересов. Делая ббльшие уступки по менее значимому для себя вопросу, но более значимому для оппонента, участник перего­воров получает больше по другому вопросу, который представ­ляется ему наиболее важным. В результате происходит “размен” уступками на переговорах. Важно, чтобы эти уступки не выходили за рамки минимальных значений интересов обеих сторон (рис. 38.1). Это условие получило название “принцип Парето” по имени известного итальянского ученого Вильфредо Парето (1848—1923), который обосновал данный принцип еще в 1904 г.

Когда статусы, возможности власти и контроля, а также интересы сторон не позволяют им найти “серединное” реше­ние, то стороны могут придти к асимметричному решению. То­гда уступки одной стороны значительно превышают уступки другой. Оппонент, получающий явно меньше условной поло­вины, сознательно идет на это, поскольку иначе он понесет еще большие потери. Асимметричность решения наблюдается при закреплении с помощью переговоров поражения одной из сторон. Степень асимметричности может быть различной.

Третий тип решения состоит в том, что участники перего­воров разрешают противоречия путем нахождения принципиаль­но нового решения,которое делает данное противоречие несу­щественным. Принципы принятия такого решения разработа­ны американскими специалистами Р. Фишером и У. Юри и опубликованы в начале 80-х годов. Их труд только в США выдержал 16 изданий и переведен в 30 странах мира. Этот способ основывается на анализе истинного соотношения интересов, что требует кропотливой, открытой и творческой работы обеих сторон.

Рис. 38.1. Проблемное поле вариантов компромиссных решений на переговорах (заштриховано)

Выход на новое решение возможен через изменение систе­мы ценностей, например, включением данной проблемы в бо­лее широкий контекст. Поэтому на переговорах порой полезно выйти за пределы, поставленные участниками, рассмотреть проблему шире первоначально заданных позиций и тогда от сторон вообще может не потребоваться уступок. Поиск прин­ципиально нового решения более сложен, требует нестандарт­ного подхода. Но он открывает и совершенно иные перспекти­вы. Другими словами, если компромисс и асимметричное ре­шение — это арифметика переговоров, то принципиальный подход — это уже алгебра переговорного процесса.

Динамика переговоров

Переговоры как сложный процесс, неоднородный по зада­чам, состоит из нескольких этапов: подготовки к переговорам, процесса их ведения, анализа результатов, а также выполнения достигнутых договоренностей. Динамика переговоров разраба­тывается в последние годы М. Лебедевой [47]. Рассмотрим данные этапы более подробно.

Подготовка к переговорам.Переговоры начинаются задолго до того, как стороны сядут за стол. Фактически они начинают­ся с того момента, когда одна из сторон (или посредник) вы­ступит инициатором проведения переговоров и участники зай­мутся их подготовкой. От того, как будет проведена подготов­ка, во многом .зависит будущее переговоров и принятых на них решений. Подготовка к переговорам ведется по двум направ­лениям: организационному и содержательному.

К организационным моментам подготовки относят: формиро­вание делегации, определение места и времени встречи, повест­ки дня каждого заседания, согласование с заинтересованными организациями касающихся их вопросов. Большое значение имеет формирование делегации, определение ее главы, количе­ственного и персонального состава. Бывает так, что главой де­легации на переговорах назначают человека исходя лишь из должностного статуса, не принимая в расчет его компетентность по существу обсуждаемой проблемы. Важно, чтобы делегация представляла собой единую команду, где все работают на успех переговоров, а не на то, чтобы лучше выглядеть в глазах руково­дства. Как отмечал американский философ Эмерсон, “гребца на многовесельном судне не хвалят за оригинальные манеры”.

Содержательная сторона подготовки к переговорам включа­ет: анализ проблемы и интересов участников; формирование общего подхода к переговорам и собственной позиции на них; определение возможных вариантов решения. Прежде чем сто­роны начнут готовиться к переговорам, анализиру­ется проблема, которая будет решаться. В чем ее суть? Есть ли иные пути ее решения, требующие меньших затрат и усилий? Они могут быть обнаружены как в рамках од­носторонних действий, так и на основе переговоров с оппонентом. Необходимо выработать общий под­ход к переговорам — их концепцию. В отличие от пози­ции концепция переговоров — менее изменчивый элемент. При формировании общего подхода к переговорам определя­ются задачи, которые будут реализовываться на них. Необхо­димо определить возможные варианты решения. Производится разработка различных вариан­тов решения, их оценка, ранжировка в зависимости от степени их приемлемости для обеих сторон.

Участники должны продумать предложения, отвечающие тому или иному варианту решения, а также их аргументацию. Предложения являются ключевыми элементами позиции. Даже хорошая идея, не будучи облеченной в ясную форму предло­жений, может погибнуть. Формулировка предложений должна быть простой и не допускать двусмысленности. Аргументация всегда должна быть объективной.

Для повышения эффективности подготовки возможны:

• проведение экономической, правовой или иной экспертизы;

• составление балансных листов (на листе бумаги записывают разные варианты решения, а против каждого из них — воз­можные позитивные и негативные последствия его приня­тия);

• проведение группового обсуждения отдельных вопросов пе­реговоров по методу “мозгового штурма”;

• экспертный опрос по оценке вариантов решений;

• использование компьютерной техники для имитационного моделирования; выявления степени риска и неопределенно­сти; выбора норм и процедур для принятия решений; опти­мизации процесса принятия решений с использованием компьютера в качестве “третьей стороны”. Ведение переговоров.Собственно переговоры начинаются с того момента, когда стороны приступают к обсуждению про­блемы. Для того чтобы ориентироваться в ситуации перегово­ров, необходимо хорошо понимать, что представляет собой процесс взаимодействия при ведении переговоров, из каких этапов он состоит. Можно говорить о трех этапах ведения пе­реговоров:

• уточнение интересов, концепций и позиций участников;

• обсуждение (обоснование своих взглядов и предложений);

• согласование позиций и выработка договоренностей.

В ходе уточнения интересов и позиций снимается информа­ционная неопределенность по обсуждаемой проблеме. Нахо­дится “общий язык” с партнером по переговорам. Обсуждая вопросы, необходимо убедиться, что под одним и тем же тер­мином стороны понимают одинаковые, а не разные вещи. Этап уточнения проявляется в изложении сторонами позиций (внесение официальных предложений) и предоставлении разъ­яснений по ним. Внося предложения, стороны тем самым определяют свои приоритеты, свое понимание возможных путей решения проблемы.

Этап обсуждения (аргументации) направлен на то, чтобы максимально понятно обосновать собственную позицию. Он приобретает особое значение, если стороны ориентируются на решение проблемы путем компромисса. Во время обсуждения оппоненту показывают, на что и почему сторона не может пойти. Обсуждение является логическим продолжением уточ­нения позиций. Стороны путем выдвижения аргументов в ходе дискуссии, высказывания оценок в адрес предложений партне­ров показывают, с чем и почему они принципиально не со­гласны или, напротив, что может быть предметом дальнейшего обсуждения. Если стороны стремятся решить проблему путем переговоров, то результатом этапа аргументации должно быть определение рамок возможной договоренности.

Третий этап — согласование позиций. Выделяют две фазы согласования: сначала согласование общей формулы, а затем — деталей. При выработке общей формулы соглашения, а затем и при ее детализации стороны проходят как бы все три этапа: уточнение позиций, их обсуждение и согласование.

Конечно, выделенные этапы не всегда следуют строго друг за другом. Уточняя позиции, стороны могут и согласовывать вопросы или отстаивать свою точку зрения, образовав для этого специальные экспертные группы. В конце переговоров участники могут вновь перейти к уточнению отдельных эле­ментов своих позиций. Однако в целом логика переговоров должна сохраняться. Ее нарушение может вести к затягиванию переговоров и даже их срыву.

Заключительным периодом переговорного процесса являет­ся анализ результатов переговоров и выполнение достигнутых договоренностей.Принято считать, что если стороны подписали некий документ, значит, переговоры были не впустую. Но на­личие соглашения еще не делает переговоры успешными, а его отсутствие не всегда означает их провал. Субъек­тивные оценки переговоров и их результатов являются важнейшим индика­тором успеха переговоров. Переговоры можно считать удавши­мися, если обе стороны высоко оценивают их итоги.

Другой важнейший показатель успешности переговоров — степень решения проблемы. Успешные переговоры предполагают решение проблемы, однако участники могут по-разному видеть, насколько проблема решена.

Третий показатель успешности переговоров — выполнение обеими сторонами взя­тых на себя обязательств. Перего­воры закончились, но взаимодействие сторон продолжается. Предстоит выполнение принятых решений. В этот период складывается представление о надежности недавнего оппонен­та, о том, насколько строго он следует договоренностям.

После завершения переговоров необходимо провести анализ их содержательной и процессуальной стороны, т. е. обсудить:

• что способствовало успеху переговоров;

• какие возникали трудности, как они преодолевались;

• что не учтено при подготовке к переговорам и почему;

• каково было поведение оппонента на переговорах;

• какой опыт ведения переговоров можно использовать.

Психологические механизмы и технология переговорного процесса

Переговорный процесс — специфический вид совместной деятельности. Ее особенность заключается в том, что цели и интересы, а тем более позиции сторон не совпадают. Специфика состоит также в том, что на переговорах каждый оппонент тесно контактирует с другим, вынужден считаться с его действиями. Поэтому переговоры как социально-психологический процесс имеют психологические механизмы и технологию проведения. Психологические механизмы представляют собой целостную совокупность психических процессов, которые обеспечивают движение к некоему результату в соответствии с часто встре­чающейся последовательностью. Это устойчивая схема психи­ческих действий (А. Налчаджян). Можно сказать, что техно­логия дает ответ на вопрос “Как?", а психологические меха­низмы — на вопрос “Почему?".

Психологические механизмы переговорного процесса.Выде­ляют следующие механизмы: согласование целей и интересов; стремление к взаимному доверию сторон; обеспечение баланса власти и взаимного контроля сторон.

Согласование целей и интересов. Переговоры становятся пе­реговорами или обсуждением благодаря действию этого меха­низма. По какой бы схеме ни организовывались переговоры, они могут достичь результата только через согласование целей и интересов. Степень достигнутого согласования может быть различной: от полного учета интересов до частичного. В этих случаях переговоры считаются успешными. Если переговоры не завершились договоренностью, то это не значит, что согла­сования не было. Просто в ходе согласования оппоненты не смогли договориться.

Сущность механизма состоит в том, что стороны на основе поочередного выдвижения и обоснования своих целей и инте­ресов, обсуждения их совместимости вырабатывают согласо­ванную общую цель.

Согласование целей и интересов более эффективно, если обеспечены:

• ориентация сторон на решение проблемы, “на дело”;

• хорошие или нейтральные межличностные отношения оп­понентов;

• уважительное отношение к оппоненту;

• открытые позиции, предъявление четких индивидуальных целей;

• способность к корректировке своих целей.

Поиск точек соприкосновения и выработка общей цели по­ложительно влияют на нормализацию взаимоотношений оппо­нентов, ведут к спокойному, рациональному, а следовательно, продуктивному разрешению конфликта. Попытки согласования целей и интересов в два раза чаще приводят к нормализации отношений сторон, чем при отсутствии таких попыток.

Стремление к взаимному доверию сторон. Как социально-психологический феномен доверие представляет собой единст­во восприятия другого человека и отношения к нему. Выделя­ют потенциальное и реальное доверие. Если один человек го­ворит другому, что он ему доверяет, то это означает, что он знает, как этот другой может поступить в той или иной ситуации, ожидает положительных действий по от­ношению к себе и поэтому он так к нему относится.

Когда конфликт произошел или продолжается, сложно гово­рить о каком-либо доверии сторон. Противодействие, негатив­ные эмоции, полученный ущерб могут продуцировать только недоверие и ожидание опасности. Но если стороны согласи­лись на переговоры, значит противоборство прекращено, пусть временно. Осознание сторонами необходимости решения про­блемы мирным путем, т. е. при помощи переговоров, запуска­ет механизм установления взаимного доверия. Конечно, стороны рискуют, будучи вынужденными доверять недавнему против­нику. Однако согласование интересов, шаги навстречу друг другу, ослабление негативных эмоций, исправление искажен­ного восприятия способствуют развитию взаимного доверия. Многие специалисты считают доверие ключевым в переговорах (А. Росс, Б. Уорд). Чем устойчивее доверие между сторонами, тем больше шансов для конструктивного решения проблемы.

Еще одним психологическим механизмом переговоров яв­ляется обеспечение баланса власти и взаимного контроля сторон. Это заключается в том, что в ходе переговоров стороны стре­мятся сохранить изначальный или же складывающийся баланс сил и контроль за действиями другой стороны. Важное значе­ние имеет власть одной стороны по отношению к власти дру­гой стороны, а также то, как каждый участник оценивает воз­можности другого. Иногда власть рассматривается как ранг оппонента [16]. Власть определяет возможности влияния на другого.

Существенное влияние на баланс сил оказывают не только реальные возможности другой стороны, но и то, как эти воз­можности воспринимаются. В переговорах часто важна не власть, которой участник обладает реально, а то, как она оце­нивается другой стороной. Поэтому на исход переговоров мо­жет влиять не фактическое, а кажущееся положение вещей.

В переговорах каждая из сторон старается максимально ис­пользовать свои возможности. Диапазон привлекаемых средств достаточно широк: от убеждения до угроз и шантажа. Однако благодаря сохранению баланса власти и идут переговоры. Если же одна из сторон резко усилит свою власть, то оппонент или берет тайм-аут, или прекращает переговоры. Возможно также возобновление конфликтных действий.

Технология ведения переговоров.(Термин “технология” про­изведен от греч. “techne” — искусство, мастерство, умение).

Технология переговоров — это совокупность действий, пред­принимаемых сторонами в ходе переговоров, и принципов их реализации. Она включает в себя способы подачи позиции, принципы и тактические приемы взаимодействия с оппонентом.

Выделяют четыре способа подачи позиции, которые могут быть использованы участниками переговоров: открытие пози­ции, закрытие позиции, подчеркивание общности в позициях, подчеркивание различий в позициях [47].

Если в выступлении характеризуется собственная позиция без сравнения ее с позицией партнера, то такое действие рас­сматривается как открытие позиции. Когда участник переговоров критикует позицию оппонента без срав­нения со своей позицией, то мы имеем закрытие позиции. Если участник проводит сравнение двух или более позиций, то в зависимости от того, что подчеркивается в выступлении, это может оцениваться либо как подчер­кивание общности, либо как подчерки­вание различий. Подчеркивание общности и открытие позиции являются аналогами “мягкого”, кооператив­ного поведения, а подчеркивание различий и закрытие пози­ций — аналогами жесткого, конкурентного типа ведения пе­реговоров.

Для конструктивного взаимодействия с оппонентом в ходе переговоров могут быть рекомендованы следующие принципы:


1531438770758650.html
1531514550116965.html
    PR.RU™