Объем и распределение часов дисциплины по семестрам, неделям, видам занятий и формам контроля

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Учебно-методический комплекс курса по дисциплине

Направление подготовки: 050100 «Педагогическое образование»

Профили подготовки:математика и информатика и ИКТ; математика; информатика и ИКТ; экономика; иностранный язык; русский язык и литература; русский язык; родной язык и литература и русский язык; физика и информатика и ИКТ; технология; биология и химия; география и экология; биология; география; история и обществознание; история; право; физическая культура; дошкольное образование; начальное образование и информатика и ИКТ; начальное образование; мировая художественная культура

Направление подготовки: 05400.62«Психолого-педагогическое образование» Профили подготовки: психология и педагогика дошкольного образования; психология и социальная педагогика

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Пермь

ПГПУ


УДК 316.6(075)

ББК Ю95я73

С 692

Рецензент:

канд..психол .наук., зав.каф.теоретической и прикладной психологии Корниенко Д.С.

Под редакцией канд. психол. наук, профессора Е.А. Силиной

Авторы-составители: канд. психол. наук, доцент Л.Л. Баландина, канд. психол. наук, доц. М.В. Балева, асс. А.Г. Батуева, канд. психол. наук, доцент О.Н. Богомягкова, канд. психол. наук, доцент Л.Б. Вяткина, асс. Е.С. Голдобин, канд. психол. наук, доцент Т.В. Евтух, асс. А.В. Краснов, канд. психол. наук, доцент Т.А. Попова, канд. психол. наук, профессор Е.А. Силина, канд. психол. наук, доцент И.Г. Соснина, ст. преп. Э.Г. Сороковикова, канд. психол. наук, доцент Т.М. Харламова, канд. психол. наук, доцент Р.Н. Юдина,

С692 Социальная психология:учеб.-метод. комплекс по дисциплине. Направление подготовки: 050100 «Педагогическое образование» Профили подготовки:математика и информатика и ИКТ; математика; информатика и ИКТ; экономика; иностранный язык; русский язык и литература; русский язык; родной язык и литература и русский язык; физика и информатика и ИКТ; технология; биология и химия; география и экология; биология; география; история и обществознание; история; право; физическая культура; дошкольное образование; начальное образование и информатика и ИКТ; начальное образование; мировая художественная культура Направление подготовки: 05400.62«Психолого-педагогическое образование» Профили подготовки: психология и педагогика дошкольного образования; психология и социальная педагогика Квалификация: бакалавр / авт.-сост. Л.Л. Баландина, М.В. Балева, А.Г. Батуева, О.Н. Богомягкова, Л.Б. Вяткина, Е.С. Голдобин, Т.В. Евтух, А.В. Краснов, Т.А. Попова, Е.А. Силина, Э.Г. Сороковикова, И.Г. Соснина, Т.М. Харламова, Р.Н. Юдина. Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2011. – 61 с.

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социальная психология» составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 050100 «Педагогическое образование», 05400.62 (психология и педагогика дошкольного образования, 050400 (психология и социальная педагогика).

Дисциплина входит в базовую часть профессионального блока ООП. Материалы издания раскрывают содержание курса; цели и задачи изучения дисциплины; средства, формы и методы их реализации.

Учебно-методический комплекс предназначен для преподавателей, студентов, слушателей курсов.

УДК 316.6(075)

ББК Ю95я73

Утверждено: «___» __________________ 2011 г. Начальник учебно-методического управления ______________________________ Утверждено на заседании кафедры психологии: Протокол № _______ от «___» ________________2011 г. Зав. кафедрой _______________

Печатается по решению учебно-методического совета

Пермского государственного педагогического университета

© Баландина Л.Л., Балева М.В., Батуева А.Г., Богомягкова О.Н., Вяткина Л.Б., Голдобин Е.С., Евтух Т.В., Краснов А.В., Попова Т.А., Силина Е.А., Сороковикова Э.Г., Соснина И.Г., Харламова Т.М., Юдина Р.Н., составление, 2011

© ГОУ ВПО «Пермский государственный педагогический университет», 2011


Содержание

1. Цели изучения дисциплины.. 3

2. Место дисциплины в структуре ОПП: 3

3. Требования к результатам освоения дисциплины.. 3

3.1. Принятая структура компетенций. 3

3.2. Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций. 3

4. Объем дисциплины.. 3

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы.. 3

4.2 распределение часов по темам и видам учебной работы.. 3

5. Содержание дисциплины.. 3

5.1. Программа дисциплины. 3

5.2. Содержание семинарских/ практических занятий, лабораторных работ. 3

5.3. Содержание лабораторных работ (лабораторный практикум) 3

6. Формы и методы обучения. Образовательные технологии. 3

6.1. Технологии аудиторной работы: 3

6.2 технологии внеаудиторной работы: 3

7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов. 3

7.1. Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов при изучении курса «социальная психология». 3

7.2. Структура и содержание самостоятельной работы студентов. 3

7.3. План-график самостоятельной работы студентов. 3

7.4. Тематика рефератов, контрольных работ, эссе и методические рекомендации по их применению. 3

8. Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины.. 3

8.1. Основная литература. 3

8.2. Дополнительная литература: 3

8.3. Учебно-методические материалы.. 3

8.4. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы (интернет-ресурсы) 3

8.5. Материально-техническое обеспечение: 3

9. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения входного и текущего контроля, промежуточной аттестации. 3

9.1. Требования и форма проведения входного контроля. 3

9.2. Формы и содержание текущего контроля знаний. 3

9.2.1. Формы текущего контроля знаний. 3

9.2.2. Критерии оценки сформированности компетенций. 3

9.3. Форма и содержание промежуточной аттестации. 3

9.3.2. Перечень контрольных вопросов для самооценки студента. 3

9.3.3. Тестовые задания для самопроверки по курсу. 3

9.3.4. Задачи по социальной психологии. 3


1. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целями изучения дисциплины (модуля) «Социальная психология»являются:

· Формирование представлений студентов о теоретико-методологических основах данной науки, ее базовых категориях и принципах, своеобразии методов и приемов, фундаментальных проблемах.

· Раскрытие содержания психологических механизмов взаимодействия людей в социальных группах, социально-психологических факторах, влияющих на становление личности и психологических характеристик социальных групп.

· Формирование компетенций, связанных со способностью использовать систематизированные теоретические и практические знания о психологических закономерностях общения, поведения и взаимодействия людей в социальных группах и психологических особенностях малых и больших социальных групп.

Задачи:

· Познакомить студентов с основными проблемами социальной психологии, базовыми понятиями науки, ее историей и современным состоянием.

· Сформировать умение анализировать, систематизировать и обобщать материал, полученный как в процессе лекционных занятий, так и самостоятельной работы с научной литературой, оперировать основными понятиями и категориями социальной психологии,

· Расширить представление о межпредметных связях между категориальным аппаратом социальной психологии и ключевыми понятиями таких дисциплин как: «Психология человека», «Психология развития и педагогическая психология», а также дисциплин педагогического цикла.

· Раскрыть закономерности и механизмы общения, поведения и взаимодействия людей в социальных группах, процессов социализации и межгруппового взаимодействия.

· Сформировать способность и готовность к использованию в учебном процессе полученных знаний о социально-психологических феноменах.

· Сформировать умение использовать некоторые методы и методики социально-психологических исследований для решения задач, возникающих при реализации учебного процесса.


2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПП:

Дисциплина «Социальная психология»входит в состав рабочего учебного плана программы бакалавриата по основной образовательной программе «педагогическое образование». Данная дисциплина изучается бакалаврами в 3 семестре (второй год обучения).

Дисциплина относится к базовой части профессионального цикла Б3.

Для освоения социальной психологии студенты используют знания, умения и навыки, сформированные при изучении психологии человека - ОК-1 (владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения); - ОПК-2 (способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач).

В результате изучения психологии человека студент должен

знать: фундаментальные понятия психологии, закономерности функционирования сознания и деятельности человека, структуру когнитивной и эмоционально-волевой сферы психики; соотношение характеристик человека как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности; основные теоретические направления и подходы психологической науки.

уметь: пользоваться основными методами психологического исследования – наблюдением и экспериментальным изучением психологических особенностей человека, использовать психодиагностический инструментарий с учетом имеющихся психолого-педагогических задач, возраста и индивидуальных особенностей учащихся; уметь осуществлять психолого-педагогическое прогнозирование и проектирование, накапливать профессиональный опыт;

владеть: навыками решения психолого-педагогических задач и конструирования различных форм психолого-педагогической деятельности.

3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Принятая структура компетенций

Дисциплина способствует формированию следующих компетенций, в соответствии с ФГОС по направлению подготовки ВПО 050100 «Педагогическое образование» профили «математика и информатика и ИКТ, математика, информатика и ИКТ, экономика, иностранный язык (английский; немецкий; французский), иностранный язык (английский), русский язык и литература, русский язык, родной язык и литература и русский язык, физика и информатика и ИКТ, технология, биология и химия, экология и география, биология, география, история и обществознание, история, право, физическая культура, дошкольное образование, начальное образование и информатика и ИКТ, начальное образование», 05400.62 «Психолого-педагогическое образование», 050400 (психология и социальная педагогика):

- ОК-7 (готовность к кооперации с коллегами, к работе в коллективе).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

этические нормы общения; социально-психологические основы педагогического общения; способы взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса; особенности социального партнерства в системе образования; инновационные (виртуальные) технологии общения; психологию конфликта и его разрешение;

уметь :

организовывать общение по принципу «субъект-субъектных» отношений; определять цели взаимодействия; выбирать рациональный способ организации сотрудничества; бесконфликтно общаться с различными субъектами педагогического процесса;

Владеть

технологиями общения; рациональными приемами организации взаимодействия; средствами реального и виртуального общения (сетевыми, сообщениями и т.п.);

- ОПК-2 (выпускник способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

основы гуманитарных, социальных и экономических наук,основные закономерности взаимодействия человека и общества; особенности реализации педагогического процесса в условиях поликультурного и полиэтнического общества; основные философские категории и проблемы человеческого бытия; особенности современного экономического развития России и мира;

уметь:

применять знания гуманитарных, социальных и экономических наук в профессиональной деятельности; использовать теоретические знания для генерации новых идей в области развития образования; системно анализировать и выбирать образовательные концепции; анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы; применять экономические знания в процессе решения задач образовательной и профессиональной деятельности;

владеть:

способами решения профессиональных задач на основе знаний гуманитарных, социальных и экономических наук; технологиями приобретения, использования и обновления гуманитарных, социальных и экономических знаний;

- ПК-5 (выпускник готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

социально-психологические основы педагогического общения; способы взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса; особенности социального партнерства в системе образования; инновационные технологии общения; психологию конфликта и его разрешение;

уметь:

организовывать общение по принципу «субъект-субъектных» отношений; определять цели взаимодействия; выбирать рациональный способ организации сотрудничества; бесконфликтно общаться с различными субъектами педагогического процесса; координировать деятельность социальных партнеров; участвовать в общественно-профессиональных дискуссиях;

владеть:

способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса; способами проектной и инновационной деятельности в образовании; способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами образовательного процесса в условиях поликультурной образовательной среды;

- ПК-6 (способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

социально-психологические основы педагогического общения; возрастные особенности общения; способы межличностного взаимодействия; инновационные технологии общения;

уметь:

организовывать общение по принципу «субъект-субъектных» отношений; определять цели взаимодействия; выбирать рациональный способ организации сотрудничества; учитывать в педагогическом взаимодействии возрастные и индивидуальные особенности учащихся;

владеть:

способами организациисотрудничества обучающихся и воспитанников


3.2. Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций

№ п/п Наименование раздела/темы дисциплины Кол-во часов/ зач.ед. Коды формируемых компетенций
ОК-7 ОПК-2 ПК-5 ПК-6
Раздел 1. предмет, методы и история развития психологии 10 (0,14 зач.ед.) +
Раздел 2. Группа как социально-психологический феномен 20 (0,28 зач.ед.) + +
Раздел 3. Социальная психология общения 24 (0,33 зач.ед.) + + +
Раздел 4. Проблемы личности в социальной психологии 18 (0,25 зач.ед.) + + +
Итого: 72 час (2 зач.ед.)

4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Количество часов по формам обучения
Очная Заочная (полная)
Номера семестров:
Аудиторные занятия (всего): В том числе:
Лекции (Л)
Семинарские занятия (СЗ)/ Практические занятия (ПЗ)
Лабораторные работы (ЛР) -
Самостоятельная работа (СРС) (всего) В том числе:
Реферат
Эссе
Конспект в рабочей тетради
Аналитическая таблица
Исследовательский проект (курсовая работа) - -
Другие виды самостоятельной работы
Общая трудоемкость:часы/ зачетные единицы 72/2 30/0,85
Входной контроль(вид, № семестра) Тестирование, 3 сем. Тестирование, 3 сем.
Текущий контроль(вид, № семестра) Тестирование, 3 сем. Тестирование, 3 сем.
Форма промежуточной аттестации(экзамен, зачет) - № семестров Зачет, 3 сем. Зачет, 3 сем.

4.2 Распределение часов по темам и видам учебной работы

№ п/п Раздел дисциплины Неделя семестра Всего часов Виды учебной работы и трудоёмкость (в часах)
Аудиторная работа Самостоятельная работа
Лекции Семинарские /Практические Лабораторные Обязательная Дополнительная
Раздел 1. Предмет, методы и история развития социальной психологии
1. Тема 1. Предмет социальной психологии и история развития социально-психологических идей. 1-2
Раздел 2. Группа как социально – психологический феномен
2. Тема 2. Понятие социальных групп и их классификации.
3. Тема 3. Психологические особенности больших социальных групп. 3-4
4. Тема 4. Малая группа как объект социально-психологического исследования. 5-6
Раздел 3. Социальная психология общения
5. Тема 5. Общение как социально-психологический феномен. 7-9
6. Тема 6. Основные аспекты коммуникативного процесса. 7-9
7. Тема 7. Социальное взаимодействие и общение.
8. Тема 8. Социальная перцепция.
Раздел 4. Проблемы личности в социальной психологии
9. Тема 9. Социализация личности. 12-13
10. Тема 10. Социальные роли. 12-13
11. Тема 11. Социальная установка и реальное поведение.
Всего:

Объем и распределение часов дисциплины по семестрам, неделям, видам занятий и формам контроля.

№ п/п Раздел Дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Лекции Семинарские/ Практические Самостоятельная работа
Раздел 1. Предмет, методы и история развития социальной психологии
Предмет социальной психологии и история развития социально-психологических идей 1-2 подготовка конспектов, тест
Раздел 2. Группа как социально-психологический феномен
Понятие социальных групп и их классификация контрольная работа по вопросам
Психологические особенности больших социальных групп 3-4 аннотирование книг, статей
Малая группа как объект социально-психологического исследования 5-6 подготовка презентаций, аннотирование книг, статей
Раздел 3. Социальная психология общения
Общение как социально-психологическая проблема 7-9 подготовка конспектов
Основные аспекты коммуникативного процесса 7-9 подготовка презентаций, тест
Социальное взаимодействие и общение выполнение заданий поисково-исследовательского характера
Социальная перцепция аннотирование книг, статей, тест
Раздел 4. Проблемы личности в социальной психологии
Социализация личности 12-13 подготовка конспектов
Социальные роли 12-13 аннотирование книг, статей, тест
Социальная установка и реальное поведение выполнение заданий поисково-исследовательского характера
Всего:

5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. Программа дисциплины.


1536021181714220.html
1536104565828792.html
    PR.RU™